Академик

Борис Николаевич ЮРЬЕВ

Борис Николаевич Юрьев - выдающийся ученый в области авиации, действительный член Академии наук СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы .
Б.Н.Юрьев окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана (1919). Преподаватель и начальник аэродинамической лаборатории МВТУ, преподаватель в Академии Воздушного Флота (ныне ВВИА им. Н.Е.Жуковского), начальник кафедры аэродинамики, заместитель начальника академии (1942-1948). В 1925-1926 руководил отделом ЦАГИ по проектированию вертолетов. С 1930 по 1936 г.г. - заместитель директора МАИ, заведующий кафедрой экспериментальной аэродинамики и гребных винтов (1930-1943).

Руководил постройкой аэродинамических труб ЦАГИ, МВТУ, ВВИА им. Н.Е.Жуковского, МАИ и разработкой методики аэродинамического эксперимента. Один из инициаторов создания МАИ, где развернул широкую деятельность по строительству аэродинамической лаборатории, которая стала самостоятельным научно-исследовательским центром.

Академик Б.Н.Юрьев является основоположником отечественного вертолетостроения. Он изобрел одновинтовую схему вертолета и устройство управления несущим винтом, получившим название ╚автомат перекоса╩. В 1912 г. он построил первый в России вертолет одновинтовой схемы.

Проекты вертолетов одновинтовой схемы.

Академик Б.Н.Юрьев заложил основы отечественной науки о вертолетах. Под его научным руководством в отделе особых конструкций ЦАГИ был построен вертолет ЦАГИ 1ЭА, на котором в 1932 году конструктором этого вертолета А.М.Черемухиным был установлен Мировой рекорд высоты полета - 605 м.

Вертолет ЦАГИ 1ЭА

В 1940 году организовал ОКБ-3 при МАИ, где был создан вертолет поперечной схемы ╚Омега╩ конструкции И.П.Братухина.

По инициативе Б.Н.Юрьева в МАИ создана кафедра ╚Конструкции и проектирование вертолетов╩ (1952), которую он возглавлял в последние годы жизни, написал первый отечественный учебник по аэродинамическому расчету вертолета.

Лауреат Государственной премии СССР (1943, 1946). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.