МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ⌠Роствертол

ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ МИ-60 МАИ

Вертолет Ми-60 МАИ разрабатывается на кафедре Проектирование вертолетов Московского государственного авиационного института при участии специалистов АО ⌠Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля■ и поддержке АО ⌠РостВЕРТОЛ■. Руководитель работы - профессор, д.т.н., академик РАН М.Н.ТИЩЕНКО.

Назначение вертолета - перевозка пассажиров или эквивалентного по массе груза как внутри кабины, так и на внешней подвеске, при эксплуатации в географических, климатических и инфраструктурных условиях России.

Области применения: первоначальное обучение летчиков, патрулирование линий электропередач, газо- и нефтепроводов; экологический контроль; сельскохозяйственные работы; проведение кино- и фотосъемки, теле- и радиорепортажей; спортивные соревнования.

 

Конструкция вертолета

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме на основе традиционных технических решений, дополненных передовыми достижениями вертолетостроения и возможностью внедрения перспективных технологий изготовления агрегатов с широким использованием композиционных материалов. Проект разрабатывается в соответствии с требованиями специальных норм летной годности, составленных на основе  российских (НЛГВ‑2) и американских (FAR-27) норм.

Силовая установка вертолета выполнена в двухдвигательном варианте на основе серийно выпускаемых в Чехии сертифицированных в России авиационных поршневых двигателей воздушного охлаждения М-332А фирмы ⌠Lom-Praha■. Наличие двух двигателей повышает безопасность полета при отказе одного из них, обеспечивает хороший статический потолок и запас мощности для работы систем вертолета.

Несущий винт ≈ трехлопастный, выполнен по схеме ╚бесподшипникового╩ винта с упругими элементами, выполняющим функции шарниров классического шарнирного винта. Маховое движение в плоскостях взмаха и вращения, изменение углов установки лопасти обеспечиваются за счет изгибных деформаций и закручивания упругих элементов, включенных в конструкцию втулки. Лопасти оснащены противообледенительной системой.

Рулевой винт ≈ двухлопастный, состоит из втулки, лопастей и механизма изменения общего шага. Втулка рулевого винта  имеет  общий косой горизонтальный шарнир, обеспечивающий маховое движение лопастей в плоскости взмаха, и осевые шарниры, обеспечивающие изменение углов установки лопастей.

Трансмиссия вертолета обеспечивает передачу мощности для привода несущего винта от двух двигателей через суммирующий редуктор на выходной вал главного редуктора, а рулевого винта - через трансмиссионный вал от главного на хвостовой редуктор. Двигатели соединены с суммирующим редуктором через муфты свободного хода и сцепления.

Фюзеляж вертолета представляет собой комбинированную ферменно-каркасную металлическую конструкцию с панелями и капотами, выполненными из композиционных материалов. В передней части фюзеляжа находится кабина экипажа, имеющая две двери. Слева установлено кресло пилота, справа - место первого пассажира. Сзади них расположено сидение второго пассажира, которое в грузовом варианте может быть снято. В учебном варианте на вертолете может быть установлено двойное управление.

 В центральной части фюзеляжа расположены двигатели, суммирующий и главный редукторы, два топливных бака. К каждому двигателю обеспечивается свободный доступ для обслуживания и монтажных работ через съемные капоты.

Шасси вертолета - полозкового типа. Для предотвращения задевания за землю при посадке на киле снизу установлен костыль. Для перемещения вертолета по аэродрому на полозки устанавливаются колесные тележки.

 

Управление общим и циклическим шагом лопастей несущего винта осуществляется при помощи автомата перекоса классической схемы, путевое управление - общим шагом лопастей рулевого винта. Проводка управления несущим винтом выполнена по жесткой безбустерной схеме, управление рулевым винтом и тормозом несущего винта - по тросовой схеме. Для облегчения пилотирования в системе продольно-поперечного управления и управления общим шагом нагрузки, приходящие с лопастей, передаются на фюзеляж, а в проводку управления установлены пружинные механизмы загрузки.

 

Оборудование вертолета включает в себя системы электро-, радио-, связного, светотехнического, пилотажно-навигационного оборудования, обогрева и вентиляции кабины, охлаждения двигателей, системы контроля силовой установки и трансмиссии, запуска двигателей, противообледенительную систему несущего и рулевого винтов.

Система электроснабжения включает в себя системы постоянного и переменного тока. Система переменного тока в качестве источника энергии использует генератор, который питает штатное оборудование вертолета и противообледенительную систему. Система постоянного тока предназначена для запуска двигателей и питания пилотажно-навигационного и связного оборудования. Основными источником энергии являются выпрямительное устройство и аккумуляторная батарея, которая является одновременно резервным источником питания.

Система обогрева и вентиляции кабины использует тепло от системы охлаждения двигателя. Она поддерживает заданную температуру воздуха в кабине и обеспечивает подвод тепла к лобовым стеклам кабины, ногам летчика и пассажиров.

Пилотажно-навигационное и связное оборудование, радиосвязная аппаратура обеспечивают пилотирование вертолета днем в простых метеоусловиях.

Основные технические

 характеристики вертолета

П а р а м е т р ы

Единица

измерения

Значение

 Масса

 

 

           взлетная  максимальная

кг

1400

           пустого вертолета

кг

1000

           полезной нагрузки

кг

240

  Двигатель

 

 

                   марка

Lom Praha М-332А

                   тип

поршневой

                   количество

-

2

                  топливо

-

А76, А92

                  ресурс

час

2000

  Мощность взлетная

л. с.

280

  Скорость

 

 

                  максимальная

км/час

210

                  крейсерская

км/час

190

 Скороподъемность

                 максимальная

м/с

 8,4

 Потолок статический

 

 

                 с влиянием земли

м

2200

                 без влияния земли

м

1500

   Потолок динамический

м

4500

Дальность полета

км

400

   Продолжительность полета

час

3,3

   Расход топлива

кг/км

0,162

 Диаметр винта  несущего

м

10,0

                                 рулевого

м

1,3

   Число лопастей винта несущего

-

3

                                              рулевого

-

2

Основные размеры

    длина

    высота

    ширина кабины

    колея

 

м

м

м

м

 

8,585

2,300

1,460

1,900

 Количество мест

-

1+2

Вертолет Ми-60 МАИ в пассажирском варианте может перевозить одного пассажира и 120 кг малогабаритных грузов или двух пассажиров и 40 кг груза на дальность 400 км,  в грузовом варианте - до 200 кг груза или специального оборудования на дальность 400 км. Для удобства загрузки и размещения груза в кабине заднее сидение выполнено съемным. Патрульный вариант вертолета обеспечит контроль дорог, трубопроводов или экологический мониторинг в течение 3 часов.

Потенциальная потребность рынка России в таком вертолете оценивается в 400 - 600 шт. Потребителями вертолета могут являться: Гражданская авиация (перевозка пассажиров, авиационно-химические работы, патрулирование, мониторинг), Государственная авиация (пограничная, милицейская, таможенная, ГИББД, МинЧС, РОСТО), частные лица.

 

 

Затраты на НИОКР, изготовление опытных образцов вертолета, доводку конструкции, стендовые и летные испытания, сертификацию и подготовку серийного производства по предварительной оценке составят 30 млн. долларов.

Предполагаемый объем производства вертолета Ми-60 МАИ может составить 500 и более экземпляров. В этом случае цена вертолета составит 140 - 170 тыс. долларов.