Сергей Викторович

МИХЕЕВ

Доктор технических наук (1984 г.),

член - корреспондент РАН (2000 г.), профессор МАИ, Генеральный конструктор ОАО «Камов».

Герой России (1997 г.),

лауреат Ленинской премии (1982 г.)

и Государственной премии РФ (1996 г.),

кавалер орденов Ленина и Октябрьской революции, лауреат премии имени академика А.Н. Туполева,

член Международной вертолетной ассоциации,

член вертолетных обществ России, Европы и США.

 

С.В.Михеев принадлежит к плеяде крупнейших специалистов авиационной отросли нашей страны, умом и талантом которых создавались и создаются прекрасные гражданские и боевые машины, составляющие гордость отечественного вертолетостроения.
   С.В.Михеев родился 22 декабря 1938 года в г. Хабаровске. Его жизнь неразрывно связана с ОКБ Камова, куда он был распределен в 1962 г.после окончания Московского авиационного института. В 1974 г. он назначается Главным конструктором, а в 1987 г. -Генеральным конструктором ОКБ, разрабатывающего винтокрылые авиационные комплексы в интересах Министерства обороны и гражданских эксплуатантов. За 35 лет работы С.В.Михеева в качестве Генерального конструктора соосная схема вертолетов не просто утвердилась и получила мировое признание - она стала национальным достоянием России.
   Одним из основных направлений научно-конструкторской деятельности С.В.Михеева является создание высокоэффективной системы борьбы со стратегическим подводным флотом противника, оснащенным ракетно-ядерным оружием большого радиуса действия. Под руководством С.В.Михеева создано поколение современных корабельных вертолетов с высокоавтоматизированными пилотажно-навигационными комплексами: Ка-27 и его модификации -поисково-спасательный Ка-27ПС, транспортно-боевой Ка-29, а также уникальная разработка фирмы в области разведывательных вертолетов - Ка-31 радиолокационного дозора, не имеющий аналогов в мире. За решение сложной комплексной задачи по созданию эффективной противолодочной обороной ВМФ группе специалистов во главе с С.В.Михеевым в 1982 г. была присуждена Ленинская премия.
   Используя опыт создания корабельных вертолетов и преимущество соосной схемы С.В.Михеев в середине 70-ых годов выступил с предложением о создании в первые в мировой практике одноместного боевого ударного вертолета Ка-50 «Черная акула». От вертолетов подобного назначения Ка-50 отличает мощное бронирование, высокоточное ракетное и стрелково-пушечное оружие и наличие катапультного кресла для спасения пилота. В 1995 г. Указом Президента РФ вертолет Ка-50 был принят на вооружение армии России. Развивая идею, заложенную в Ка-50, ОКБ создает двухместную модификацию - круглосуточный всепогодный вертолет Ка-52 «Аллигатор» с более, широким спектром решаемых задач. За создание и принятие на вооружение боевого вертолета Ка-50СВ. Михееву в 1997 году присвоено звание Героя России и присуждена Государственная премия Российской Федерации.
   Кроме ударных вертолетов творческим коллективом ОКБ в интересах армейской авиации разработан и построен многоцелевой вертолет Ка-60, предназначенный для оперативной доставки десантников, оружия и боеприпасов. На базе Ка-60 разработана гражданская модификация - вертолет Ка-62 на 16 пассажиров.
   ОКБ под руководством С.В.Михеева активно работает над созданием вертолетов гражданского назначения. Широкое применение в России и в мире получил многоцелевой вертолет Ка-32. Высокий уровень летно-технических характеристик машины, большая грузоподъемность (5 т) хорошая маневренность и легкая управляемость обеспечили ему значительные преимущества при выполнении строительных, крано-монтажных, транспортных работ, спасательных операций. Ка-32 успешно эксплуатируется в Канаде, Швейцарии, Испании, Южной Корее, Португалии. Малайзии и других странах. Ка-32 - единственный российский вертолет, сертифицированный по американским нормам летной годности. Новая разработка фирмы - многофункциональный 8-ми местный вертолет Ка-226, который используется в различных вариантах: пассажирском, транспортном, аварийно-спасательном, санитарном, патрульном, пожарном и др.
   С.В.Михееву принадлежит приоритет в решении проблемы, имеющей принципиальное значение для российского вертолетостроения в целом - сертификации вертолетов по отечественным и международным нормам. В результате сложных работ и переговоров был получен сертификат по нормам FAR-29 на вертолет Ка-32.
   Вертолеты Ка-31, Ка-52, Ка-60, Ка-226 были разработаны и подняты в небо в тяжелейший период отечественного авиастроения благодаря новаторскому подходу, смелости технических решений и научному предвидению Генерального конструктора.
   С.В.Михеев - известный ученый, ему принадлежит решающий вклад в разработку теории и методов расчета вертолетов соосной схемы не имеющих аналогов зарубежном авиастроении. Основные научные работы С.В.Михеева посвящены фундаментальным проблемам в области разработки концепций боевых и гражданских вертолетных комплексов, нашедших реализацию в отечественном вертолетостроении.
   По мнению ученого МихееваС.В., требованием 21 века является создание семейства высокоэффективных беспилотных вертолетов. Апробация идей и конструктивных решений успешно реализована на экспериментальном беспилотнике соосной схемы Ка-37.
   Дальнейшие перспективы развития вертолетостроения Генеральный конструктор видит в существенном повышении скорости винтокрылых аппаратов. Одним из перспективных направлений работ ОКБ сегодня является разработка проекта скоростного пассажирского летательного аппарата Ка-92, рассчитанного на 30 человек пассажиров. Ка-92 способен преодолевать расстояния 1400 км и достигать максимальной скорости до 500 км/час.
   Сегодня ОКБ Камова во главе с Генеральным конструктором С.В. Михеевым обладает необходимым потенциалом для создания вертолетов различного назначения, соответствующих лучшим мировым образцам.