|
Сергей
Викторович
МИХЕЕВ
Доктор технических наук (1984 г.),
член - корреспондент РАН (2000 г.), профессор МАИ,
Генеральный конструктор ОАО «Камов».
Герой России (1997 г.),
лауреат Ленинской премии (1982 г.)
и Государственной премии РФ (1996 г.),
кавалер орденов Ленина и Октябрьской революции, лауреат
премии имени академика А.Н. Туполева,
член Международной вертолетной ассоциации,
член вертолетных обществ России, Европы и США.
|
С.В.Михеев
принадлежит к плеяде крупнейших специалистов авиационной отросли нашей
страны, умом и талантом которых создавались и создаются прекрасные
гражданские и боевые машины, составляющие гордость отечественного
вертолетостроения.
С.В.Михеев родился 22 декабря 1938 года в г. Хабаровске. Его жизнь
неразрывно связана с ОКБ Камова, куда он был распределен в 1962 г.после
окончания Московского авиационного института. В 1974 г. он назначается
Главным конструктором, а в 1987 г. -Генеральным конструктором ОКБ,
разрабатывающего винтокрылые авиационные комплексы в интересах Министерства
обороны и гражданских эксплуатантов. За 35 лет работы С.В.Михеева в качестве
Генерального конструктора соосная схема вертолетов не просто утвердилась и
получила мировое признание - она стала национальным достоянием России.
Одним из основных направлений научно-конструкторской деятельности
С.В.Михеева является создание высокоэффективной системы борьбы со
стратегическим подводным флотом противника, оснащенным ракетно-ядерным
оружием большого радиуса действия. Под руководством С.В.Михеева создано
поколение современных корабельных вертолетов с высокоавтоматизированными
пилотажно-навигационными комплексами: Ка-27 и его модификации
-поисково-спасательный Ка-27ПС, транспортно-боевой Ка-29, а
также уникальная разработка фирмы в области разведывательных вертолетов -
Ка-31 радиолокационного дозора, не имеющий аналогов в мире. За решение
сложной комплексной задачи по созданию эффективной противолодочной обороной
ВМФ группе специалистов во главе с С.В.Михеевым в 1982 г. была присуждена
Ленинская премия.
Используя опыт создания корабельных вертолетов и преимущество
соосной схемы С.В.Михеев в середине 70-ых годов выступил с предложением о
создании в первые в мировой практике одноместного боевого ударного вертолета
Ка-50 «Черная акула». От вертолетов подобного назначения Ка-50
отличает мощное бронирование, высокоточное ракетное и стрелково-пушечное
оружие и наличие катапультного кресла для спасения пилота. В 1995 г. Указом
Президента РФ вертолет Ка-50 был принят на вооружение армии России.
Развивая идею, заложенную в Ка-50, ОКБ создает двухместную
модификацию - круглосуточный всепогодный вертолет Ка-52 «Аллигатор» с
более, широким спектром решаемых задач. За создание и принятие на вооружение
боевого вертолета Ка-50СВ. Михееву в 1997 году присвоено звание
Героя России и присуждена Государственная премия Российской
Федерации.
Кроме ударных вертолетов творческим коллективом ОКБ в интересах
армейской авиации разработан и построен многоцелевой вертолет Ка-60,
предназначенный для оперативной доставки десантников, оружия и боеприпасов.
На базе Ка-60 разработана гражданская модификация - вертолет Ка-62
на 16 пассажиров.
ОКБ под руководством С.В.Михеева активно работает над созданием
вертолетов гражданского назначения. Широкое применение в России и в мире
получил многоцелевой вертолет Ка-32. Высокий уровень
летно-технических характеристик машины, большая грузоподъемность (5 т)
хорошая маневренность и легкая управляемость обеспечили ему значительные
преимущества при выполнении строительных, крано-монтажных, транспортных
работ, спасательных операций. Ка-32 успешно эксплуатируется в Канаде,
Швейцарии, Испании, Южной Корее, Португалии. Малайзии и других странах.
Ка-32 - единственный российский вертолет, сертифицированный по
американским нормам летной годности. Новая разработка фирмы -
многофункциональный 8-ми местный вертолет Ка-226, который
используется в различных вариантах: пассажирском, транспортном,
аварийно-спасательном, санитарном, патрульном, пожарном и др.
С.В.Михееву принадлежит приоритет в решении проблемы, имеющей
принципиальное значение для российского вертолетостроения в целом -
сертификации вертолетов по отечественным и международным нормам. В
результате сложных работ и переговоров был получен сертификат по нормам
FAR-29 на вертолет Ка-32.
Вертолеты Ка-31, Ка-52, Ка-60, Ка-226 были разработаны и
подняты в небо в тяжелейший период отечественного авиастроения благодаря
новаторскому подходу, смелости технических решений и научному предвидению
Генерального конструктора.
С.В.Михеев - известный ученый, ему принадлежит решающий вклад в
разработку теории и методов расчета вертолетов соосной схемы не имеющих
аналогов зарубежном авиастроении. Основные научные работы С.В.Михеева
посвящены фундаментальным проблемам в области разработки концепций боевых и
гражданских вертолетных комплексов, нашедших реализацию в отечественном
вертолетостроении.
По мнению ученого МихееваС.В., требованием 21 века является
создание семейства высокоэффективных беспилотных вертолетов. Апробация идей
и конструктивных решений успешно реализована на экспериментальном
беспилотнике соосной схемы Ка-37.
Дальнейшие перспективы развития вертолетостроения Генеральный
конструктор видит в существенном повышении скорости винтокрылых аппаратов.
Одним из перспективных направлений работ ОКБ сегодня является разработка
проекта скоростного пассажирского летательного аппарата Ка-92,
рассчитанного на 30 человек пассажиров. Ка-92 способен преодолевать
расстояния 1400 км и достигать максимальной скорости до 500 км/час.
Сегодня ОКБ Камова во главе с Генеральным конструктором С.В.
Михеевым обладает необходимым потенциалом для создания вертолетов различного
назначения, соответствующих лучшим мировым образцам. |