Евгений Семенович ВОЖДАЕВ (1932 - 2008) Вождаев Е.С. - выпускник кафедры 1957 года, профессор, д.т.н. (2007 г.), заместитель директора ЦАГИ им. Н.Е Жуковского. Один из ведущих отечественных ученых в области теоретической и экспериментальной аэродинамики винтокрылых летательных аппаратов, автор теорий несущего винта вертолета в дисковой и лопастной постановке. |
|
Им получены:
Е.С.Вождаевым было положено начало исследованиям по специализированным вертолетным профилям. До его работ на лопастях несущих винтов вертолетов использовались в основном профили NACA-230 и самолетные профили Я.М.Серебрийского, приспособленные к несущему винту. Развитый им подход к проектированию вертолетных профилей, заключается в:
Такая методология позволила разработать профили серий П51 - П53. Характеристики профилей серии П53 заметно превзошли по аэродинамическому качеству профили серии NACA и использованы в концевых сечениях лопасти несущего винта вертолета Ми-26. По инициативе Е.С.Вождаева в НИО-5 ЦАГИ была создана специальная группа аэродинамиков (В.А.Головкин, В.А.Анимица, А.А.Никольский и др.), которые продолжили и развивают это направление по настоящее время. На основе теорий несущего винта, созданных Е.С.Вождаевым, были развиты исследования условий работы различных сечений лопасти несущего винта, по которым формируются определенные требования к концевым, средним и комлевым профилям. Е.С.Вождаев принял непосредственное творческое участие в разработке стратегии и процессе создания:
Под руководством и непосредственном участии Е.С.Вождаева ведется разработка и создание новых аэродинамических компоновок лопастей несущих винтов вертолетов, которая включает в себя расчет аэродинамических характеристик винтов с разработанными профилями на основе методов и вихревых теорий несущего винта, указанных выше, а также проведение экспериментальных исследований аэродинамических характеристик вновь разработанных винтов на их крупномасштабных моделях диаметром 4 -5 м при натурных числах Маха в аэродинамической трубе Т-104 ЦАГИ. Штатная методология испытаний, предложенная Е.С.Вождаевым, заключается в «продувке» двух винтов: вновь разработанного и винта- прототипа. Такие сравнительные испытания позволяют выдавать промышленности надежные результаты. Целый ряд личных предложений Е.С.Вождаева по формам корпусов отечественных вертолетов и их элементов позволил, в частности, улучшить их аэродинамические характеристики за счет существенного ослабления диффузорных отрывов. Это работы по аэродинамической компоновке корпуса вертолета Ми-8 (в интересах создания Ми-38), по аэродинамике корпусов вертолетов Ми-38, Ка -50/52, Ка - 60/62, «Ансат». Изложенные выше работы Е.С.Вождаева являются основными элементами созданной под его руководством и при непосредственной творческом участии комплексной расчетно-экспериментальной системы отработки аэродинамики отечественных вертолетов. |
|