ТИЩЕНКО

Марат Николаевич

М.Н. Тищенко родился 18 февраля 1931 года в г. Харьков. До начала Великой отечественной войны вместе с родителями жил в Харькове, во время войны  семья сменила много разных мест жительства и в 1944 году окончательно поселилась в Москве.

В 1950 году М.Н.Тищенко с золотой медалью окончил среднюю школу и поступил в Московский авиационный институт. В 1953 году в МАИ была организована кафедра проектирования вертолетов и М.Н.Тищенко стал одним из первых студентов вертолетной специальности.

Во время учебы в средней школе и институте М.Н.Тищенко увлекался строительством летающих моделей самолетов и вертолетов. Одна из моделей вертолета установила мировой рекорд продолжительности полета, который был зарегистрирован в ФАИ.

После окончания МАИ в 1956 году он начал работать в качестве инженера бригады аэродинамики вертолетостроительного конструкторского бюро, которым руководил доктор технических наук Михаил Леонтьевич Миль. В 1959 году М.Н.Тищенко был назначен начальником бригады аэродинамики, а в 1963 году - начальником отдела перспективного проектирования ОКБ. В период работы в бригаде аэродинамики М.Н.Тищенко принял участие в летных испытаниях уникального вертолета Ми-6, которые выявили значительные расхождения между расчетами и результатами, полученными в летных испытаниях.

Важнейшими причинами таких расхождений являлись большие значения скорости концов лопастей этого вертолета в сочетании с большой скоростью полета, что не учитывалось в расчетах.

Для решения этой проблемы М.Н.Тищенко были разработаны новый метод и программа расчета на ЭВМ аэродинамических характеристик несущего винта вертолета, в которых на основе численного интегрирования уравнений махового движения с учетом полученных в продувках нелинейных аэродинамических характеристик изменения подъемной силы и сопротивления профиля лопасти по углам атаки и числам Маха определялись все силы и моменты на несущем винте. Многие алгоритмы этой программы до настоящего времени используются в практической работе конструкторского бюро имени М.Л.Миля.

Позднее на основе этой программы им была разработана новая, в которой определялись основные летно-технические характеристики вертолета. Все расчеты в этих программах велись с учетом средних за оборот винта индуктивных скоростей, определяемых по теории Глауэрта.

Следующей научной работой М.Н.Тищенко явилось создание метода расчета аэродинамических характеристик несущего винта на основе лопастной вихревой теории, в которой определялись мгновенные значения индуктивных скоростей, вызываемые каждой лопастью несущего винта. В 1968 году эта работа завершилась защитой диссертации на ученую степень кандидата технических наук.

Наряду с научной, М.Н.Тищенко выполнял большой объем текущей работы, связанной с созданием вертолетов Ми-10, Ми-2, Ми-7, Ми-8, В-12, Ми-14, а также началом работ над боевым вертолетом Ми-24. Он участвовал в предпроектных исследованиях, разработке компоновок, эскизных и рабочих проектов по всем вышеназванным машинам.

В 1968 году М.Н.Тищенко был назначен заместителем главного конструктора по вертолету В-12. После неудачного первого полета в 1967 году, когда из-за очень больших вибраций вертолет В-12 с трудом удалось посадить, начались исследования причин этого явления.

Было выяснено, что частоты системы управления совпали с частотой собственных колебаний планера, что привело к автоколебаниям. Выяснение причины автоколебаний позволило путем усовершенствования системы управления устранить недостаток, вертолет был доработан, успешно прошел весь комплекс летных испытаний и в 1971 году был показан на Парижском авиационном салоне.

В 1970 году после смерти генерального конструктора ОКБ, д.т.н. М.Л.Миля М.Н.Тищенко был назначен главным конструктором и руководителем конструкторского бюро. Среди основных работ этого периода - разработки основных вариантов вертолета Ми-24 (Ми-24А, Ми-24Д, Ми-24В, пушечный вариант Ми-24П, вариант для разведки Ми-24К, вариант для химической и радиационной разведки Ми-24Р и ряд других), идеологии и конструкции пылезащитных устройств и др.

С конца 1970 года на МВЗ им. МЛ.Миля начался цикл работ, связанных с созданием вертолета Ми-26. Были проведены конструкторские исследования вертолетов одновинтовой, продольной и поперечной схем. Методология и некоторые результаты этих исследований изложены в книге "Вертолеты. Выбор параметров при проектировании.", написанной М.Н.Тищенко в соавторстве с А.В.Некрасовым и А.С.Радиным.

Методология создания сверхгрузоподъемных вертолетов явилась содержанием диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук, которую М.Н.Тищенко защитил в 1982 году. В 1985 г. ему было присвоено ученое звание профессора.

Вертолет Ми-26 проектировался как для военного, так и для гражданского применения. При его проектировании в конструкцию закладывались решения, отвечающие требованиям FAR-29. Дальнейшая эксплуатация показала, что при создании этой машины удалось решить все основные технические проблемы. До настоящего времени Ми-26 является самым большим вертолетом в мире по грузоподъемности. В 1982 году за большие заслуги в области авиации, в связи с окончанием конструкторских работ и началом серийного производства вертолета Ми-26 М.Н.Тищенко было присвоено звание Генерального конструктора.

В настоящее время разработаны и предлагаются заказчику различные варианты вертолета Ми-26: транспортный вариант, противопожарный, топливозаправочный, а также вертолет для проведения строительных и монтажных работ.

С 1975 года на МВЗ им. М.Л.Миля начались поиски технического решения для боевого вертолета нового поколения. Были просмотрены самые разные альтернативные варианты. В результате было найдено оптимальное решение и в 1978 году были начаты работы над вертолетом Ми-28. По мощи вооружения и по бронированию этот вертолет не имеет себе равных.

Одновременно с работами по вертолетам Ми-26 и Ми-28 проводились работы по модернизации серийных машин. Замена на вертолете Ми-8 двигателя ТВ2-117 на ТВ3-117 позволила создать вертолет Ми-17 с превосходными летно-техническими характеристиками. Были разработаны пассажирский, транспортный, противопожарный, поисково-спасательный, аэрофотосъемочный варианты этого вертолета, а также вертолет - летающий госпиталь, вертолет-салон, вертолет для охраны окружающей среды и ряд других модификаций.

Война в Афганистане потребовала проведения большого объема работ по совершенствованию вертолетов Ми-8, Ми-24 и Ми-17. Под руководством М.Н.Тищенко были разработаны системы снижения инфракрасного излучения двигателей, защиты топливных баков от взрыва, усиленного вооружения и ряд других. Вертолеты были оборудованы системами улучшения обзора.

Особую роль сыграли вертолеты при ликвидации последствий аварии атомного реактора на Чернобыльской АЭС. Операции по сбрасыванию с вертолетов в реактор специальных материалов позволили остановить ядерную реакцию. Затем, в рекордные сроки были переоборудованы вертолеты Ми-26 для обработки поверхности земли специальным составом, препятствовавшим распространению радиоактивной пыли. Специальные вертолеты Ми-24 вели контроль радиоактивного заражения. М.Н.Тищенко был непосредственным участником ликвидации Чернобыльской катастрофы.

В первой половине 80-х годов на МВЗ им. М.Л.Миля начались работы по вертолету Ми-34. Этот вертолет предназначался для аэроклубов и спортсменов. В настоящее время вертолет выпускается серийно и находит другие области применения.

Необходимость замены в эксплуатации самых массовых отечественных вертолетов - Ми-8 и их модификаций - привела к разработке проекта вертолета Ми-38. Эта разработка была начата под руководством М.Н.Тищенко и продолжается по настоящее время. Кроме того, под его руководством были   разработаны    проекты   аппарата   с

поворотными винтами Ми-30, сверхтяжелого трехвинтового вертолета Ми-32, грузоподъемностью 50 тонн, и ряд других.

В 1988 году М.Н.Тищенко был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1992 году - действительным членом Российской академии наук. В 1992 году М.Н.Тищенко ушел в отставку с поста генерального конструктора МВЗ им. М.Л.Миля и работает в конструкторском бюро в качестве консультанта.

С 1977 года М.Н.Тищенко начал работать по совместительству профессором на кафедре вертолетостроения Московского авиационного института, руководил филиалом кафедры на МВЗ им. М.Л.Миля. С 1985 по 1987 год после смерти профессора, д.т.н. И.П.Братухина руководил кафедрой "Проектирование вертолетов".

С 1995 г. академик Тищенко М.Н. руководит проектированием легкого многоцелевого вертолета Ми-60 МАИ, который разрабатывается совместно МАИ и МВЗ им. М.Л.Миля при участии крупнейшего отечественного вертолетостроительного предприятия АО "Роствертол".

По инициативе М.Н.Тищенко приоритетным направлением развития кафедры стало комплексное внедрение современных компьютерных технологий проектирования, конструирования и расчета в учебный процесс и научные исследования.

С 1989 года М.Н.Тищенко является членом Американского вертолетного общества (AHS), в 1992 году был приглашен и начал работать в качестве консультанта и председателя консультативного совета компании "Mil Brooke Helicopter&". С 1999 г. по приглашению Мэрилендского университета (США) неоднократно руководил дипломным проектированием студентов по вертолетной тематике. В 1995 г. М.Н.Тищенко был награжден высшей наградой AHS – призом им. Др. Александра Клемина “За выдающиеся достижения в прогрессе винтокрылой авиации”.

В 1993 году по инициативе и непосредственном участии М.Н.Тищенко было создано Российское вертолетное общество, президентом которого он был избран. За прошедший период обществом были проведены 9 Международных научных форумов по проблемам вертолетостроения.

За большие заслуги в области развития отечественного вертолетостроения М.Н.Тищенко присуждена Ленинская премия (1976 г.), присвоено звание Героя Социалистического Труда (1982 г.). Он награжден двумя орденами Ленина и медалями, а также орденом ПНР "За заслуги".

В 2008 году М.Н.Тищенко был удостоен Российской независимой премии “Триумф” в номинации "Механика и технические науки".