ТИЩЕНКО Марат Николаевич |
|
|
М.Н. Тищенко родился 18 февраля 1931 года в г. Харьков. До начала Великой отечественной войны вместе с родителями жил в Харькове, во время войны семья сменила много разных мест жительства и в 1944 году окончательно поселилась в Москве. В 1950 году М.Н.Тищенко с золотой медалью окончил среднюю школу и поступил в Московский авиационный институт. В 1953 году в МАИ была организована кафедра проектирования вертолетов и М.Н.Тищенко стал одним из первых студентов вертолетной специальности. |
Во время учебы в средней школе и институте М.Н.Тищенко увлекался строительством летающих моделей самолетов и вертолетов. Одна из моделей вертолета установила мировой рекорд продолжительности полета, который был зарегистрирован в ФАИ. |
|
После окончания МАИ в 1956 году он начал работать в качестве инженера бригады аэродинамики вертолетостроительного конструкторского бюро, которым руководил доктор технических наук Михаил Леонтьевич Миль. В 1959 году М.Н.Тищенко был назначен начальником бригады аэродинамики, а в 1963 году - начальником отдела перспективного проектирования ОКБ. В период работы в бригаде аэродинамики М.Н.Тищенко принял участие в летных испытаниях уникального вертолета Ми-6, которые выявили значительные расхождения между расчетами и результатами, полученными в летных испытаниях. |
|
Важнейшими причинами таких расхождений являлись большие значения скорости концов лопастей этого вертолета в сочетании с большой скоростью полета, что не учитывалось в расчетах. Для решения этой проблемы М.Н.Тищенко были разработаны новый метод и программа расчета на ЭВМ аэродинамических характеристик несущего винта вертолета, в которых на основе численного интегрирования уравнений махового движения с учетом полученных в продувках нелинейных аэродинамических характеристик изменения подъемной силы и сопротивления профиля лопасти по углам атаки и числам Маха определялись все силы и моменты на несущем винте. Многие алгоритмы этой программы до настоящего времени используются в практической работе конструкторского бюро имени М.Л.Миля. |
|
Наряду с научной, М.Н.Тищенко выполнял большой объем текущей работы, связанной с созданием вертолетов Ми-10, Ми-2, Ми-7, Ми-8, В-12, Ми-14, а также началом работ над боевым вертолетом Ми-24. Он участвовал в предпроектных исследованиях, разработке компоновок, эскизных и рабочих проектов по всем вышеназванным машинам. В 1968 году М.Н.Тищенко был назначен заместителем главного конструктора по вертолету В-12. После неудачного первого полета в 1967 году, когда из-за очень больших вибраций вертолет В-12 с трудом удалось посадить, начались исследования причин этого явления. |
|
|
|
В настоящее время разработаны и предлагаются заказчику различные варианты вертолета Ми-26: транспортный вариант, противопожарный, топливозаправочный, а также вертолет для проведения строительных и монтажных работ. |
|
Одновременно с работами по вертолетам Ми-26 и Ми-28 проводились работы по модернизации серийных машин. Замена на вертолете Ми-8 двигателя ТВ2-117 на ТВ3-117 позволила создать вертолет Ми-17 с превосходными летно-техническими характеристиками. Были разработаны пассажирский, транспортный, противопожарный, поисково-спасательный, аэрофотосъемочный варианты этого вертолета, а также вертолет - летающий госпиталь, вертолет-салон, вертолет для охраны окружающей среды и ряд других модификаций. |
|
Особую роль сыграли вертолеты при ликвидации последствий аварии атомного реактора на Чернобыльской АЭС. Операции по сбрасыванию с вертолетов в реактор специальных материалов позволили остановить ядерную реакцию. Затем, в рекордные сроки были переоборудованы вертолеты Ми-26 для обработки поверхности земли специальным составом, препятствовавшим распространению радиоактивной пыли. Специальные вертолеты Ми-24 вели контроль радиоактивного заражения. М.Н.Тищенко был непосредственным участником ликвидации Чернобыльской катастрофы. В первой половине 80-х годов на МВЗ им. М.Л.Миля начались работы по вертолету Ми-34. Этот вертолет предназначался для аэроклубов и спортсменов. В настоящее время вертолет выпускается серийно и находит другие области применения. |
Необходимость замены в эксплуатации самых массовых отечественных вертолетов - Ми-8 и их модификаций - привела к разработке проекта вертолета Ми-38. Эта разработка была начата под руководством М.Н.Тищенко и продолжается по настоящее время. Кроме того, под его руководством были разработаны проекты аппарата с |
поворотными винтами Ми-30, сверхтяжелого трехвинтового вертолета Ми-32, грузоподъемностью 50 тонн, и ряд других. В 1988 году М.Н.Тищенко был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1992 году - действительным членом Российской академии наук. В 1992 году М.Н.Тищенко ушел в отставку с поста генерального конструктора МВЗ им. М.Л.Миля и работает в конструкторском бюро в качестве консультанта. |
|
|
По инициативе М.Н.Тищенко приоритетным направлением развития кафедры стало комплексное внедрение современных компьютерных технологий проектирования, конструирования и расчета в учебный процесс и научные исследования. |
С 1989 года М.Н.Тищенко является членом Американского вертолетного общества (AHS), в 1992 году был приглашен и начал работать в качестве консультанта и председателя консультативного совета компании "Mil Brooke Helicopter&". С 1999 г. по приглашению Мэрилендского университета (США) неоднократно руководил дипломным проектированием студентов по вертолетной тематике. В 1995 г. М.Н.Тищенко был награжден высшей наградой AHS – призом им. Др. Александра Клемина “За выдающиеся достижения в прогрессе винтокрылой авиации”. В 1993 году по инициативе и непосредственном участии М.Н.Тищенко было создано Российское вертолетное общество, президентом которого он был избран. За прошедший период обществом были проведены 9 Международных научных форумов по проблемам вертолетостроения. |
|
За большие заслуги в области развития отечественного вертолетостроения М.Н.Тищенко присуждена Ленинская премия (1976 г.), присвоено звание Героя Социалистического Труда (1982 г.). Он награжден двумя орденами Ленина и медалями, а также орденом ПНР "За заслуги". В 2008 году М.Н.Тищенко был удостоен Российской независимой премии “Триумф” в номинации "Механика и технические науки". |